00:36
Учимся сами управлять домами
Ассоциация товариществ собственников жилья (ТСЖ) ЕАО возникла и развивается как альтернатива разного рода управляющим компаниям. Участники ТСЖ и объединившей их ассоциации сами управляют собственным жильем. О том, как им удается существовать в условиях конкуренции, преодолевать трудности, мы говорим с президентом некоммерческой организации Галиной ДОКАШ.

— Галина Михайловна, что меняется в деятельности ассоциации?

— Появляется много желающих вступить в нее — это городские ТСЖ, к ним присоединились товарищества из Октябрьского района. Люди понимают, что без поддержки друг друга работать невозможно. Законодательство меняется очень быстро, новинки отследить трудно, а самому, даже прочитав закон, сложно вникнуть в его суть. А мы стараемся изучить каждый нормативный акт в этой сфере, разобраться, как выполнять его требования. Сейчас товариществ 16, в следующем месяце присоединятся еще три. А домов около сорока.

— Вы заинтересованы в том, чтобы ТСЖ в составе ассоциации было больше, или в какой-то момент структура становится плохо управляемой?

— Сложный вопрос. Работать не просто. Особенно с учетом того, что с первого июня по указу Президента России в каждом регионе создан центр общественного контроля в сфере ЖКХ, а в нашей области его организовали на базе ассоциации. При этом не забывайте, что у председателей и так много работы. С другой стороны, идти в одиночку по незнакомой тропе тоже непросто. Участие в ассоциации позволяет каждому использовать опыт других. У каждого есть что-то свое. У нас нет конфликтов. Мы создали сайт ассоциации - он открыт для всех, но есть информация для членов ассоциации. Все это работает.

— А кто ведет сайт? Вы сами?

— Я готовлю информацию для него, а размещает материалы другой человек. Есть постановление правительства РФ №731, в нем говорится, что информация обо всех управляющих компаниях должна быть открыта.  Участники ТСЖ могут зайти на сайт, узнать, что происходит в их доме. Сейчас мы проводим опрос жителей ЕАО, чтобы отследить повышение тарифов с июля 2013 года, выяснить, соответствует ли фактическое повышение тому, что было обещано правительством РФ. Поделюсь наблюдением — примерно 98 процентов людей, получив квитанцию за квартиру, возмущаются, но не пытаются разобраться. Идут и молча платят. А вопросы остаются. Мы хотим, чтобы жители присылали квитанции за июнь и июль, а мы дадим разъяснения, законно ли с них взяли те или иные суммы.

Ассоциация получила лицензию на образовательную деятельность. Теперь мы можем обучать контролеров качества в сфере ЖКХ. Кроме того, я написала грантовый проект в Общественную палату Российской Федерации, направленный на информирование граждан. Поэтому мы ездим по районам и ведем разъяснительную работу.

— У вас статус общественной организации. А какой должна быть структура подобного рода?

 — Я думаю, она и должна быть общественной. Потому что если общественность будет молчать, то положение лучше не станет, оно может только ухудшиться. Мы об изменениях судим по реакции граждан — хорошо они воспринимают новшество или нет. Когда приезжаешь в район или приходишь на собрание по поводу передачи жилья от "Единого заказчика" другим управляющим компаниям, то видишь, что жители ничего не понимают. Примерно два месяца не было ни одного выходного, когда бы нас не приглашали на собрания. Сейчас страсти немного поутихли. Но беда в том, что жители не понимают, что происходит и почему. Приходится все это разъяснять. 

Не все знают, что с первого января 2014 года в соответствии с федеральным законом у нас добавится еще одна строка в платежах — "капитальный ремонт". За счет этого увеличится размер коммунальных платежей. С первого октября будет работать новая структура, это будет региональный оператор, где будут аккумулироваться все наши средства на эти цели. 

— Жильцов с невысоким уровнем доходов удручает, что цены на коммунальные услуги постоянно растут. Можно ли остановить этот рост? Какие возможности для этого видят участники ассоциации?

— Когда новые управляющие компании проводили собрания на тему "Выбери меня", тарифом на обслуживание жилья почему-то никто не интересовался, сама с этим сталкивалась. К примеру, жители, не глядя, выбирали ту управляющую компанию, где тариф выше. Я спрашиваю: "Так вы сознательно выбрали тариф на восемь рублей больше, вам прежнего тарифа было мало?" И слышу в ответ: "Нет, мы не выбирали более высокий тариф, а где про это написано?" Человек голосует, не ведая, что к чему. Вместе с тем нельзя ровнять все дома под одну гребенку. В одном ремонтировали крышу два года назад, жильцам не нужно собирать деньги на эти цели, а в другом - кровли не касались никогда. Или, к примеру, планируют какие-то работы выполнить в подвале. А в этом доме вообще подвала нет. 

ТСЖ находятся на самоуправлении, поэтому буквально каждая копейка расходов под жестким контролем. На чем мы экономим? В этом году за опрессовку системы отопления заплатили столько же, сколько в прошлом году, а в тех домах, где промывку проводили во второй или в третий раз, даже было небольшое снижение расходов. В то же время в домах, где товарищества только созданы, платеж получился чуть выше, чем в остальных — нужно было поменять задвижки, какие-то другие необходимые узлы. Жильцы знают, что в ТСЖ услуги предоставляются лучшего качества, чем в большой управляющей компании. Например, уборщица у нас моет подъезды раз в неделю, но она и получает не 120 рублей за подъезд, а больше. К дворнику тоже требования выше, чем в управляющей компании, так и заработок у него соответствующий. Жильцы тех домов, в которых товарищества только созданы, бывает, возмущаются каким-то платежом, но когда видят качество услуг, которые им предоставляют, начинают по-другому относиться к этой форме управления.

— Вы все время учитесь — либо организуете семинары, либо участвуете в них, учите свои кадры. Зачем это нужно?

— Потому что это новое дело, им занимаются новые люди. Мы, наверное, идем впереди планеты всей. Знакомимся с опытом других регионов, всероссийской ассоциации ТСЖ, пытаемся использовать его у себя. 

 Я сама получаю юридическое образование, хотя у меня есть техническое и экономическое. Без знания законов работать невозможно. Недавно председатели ТСЖ прошли курсы повышения квалификации по энергоресурсосбережению. Это очень актуальная тема, ресурсосбережение — один из путей уменьшить платежи за коммунальные услуги. 

Стараемся проводить семинары в Биробиджане каждый месяц. В июне, например, он прошел совместно с жилищной инспекцией и отделом ТОС мэрии. На нем обсуждали формы управления ТСЖ и советом дома. Активисты территориального общественного самоуправления потом донесли эту информацию до населения, они же высказали нам свои замечания. Тема очередного семинара, который пройдет на днях, — страхование общего имущества дома. В ассоциации мы уже дважды к ней обращались и поняли, что это очень важно. Потому что если что-то случится, то ни у управляющих компаний, ни у ТСЖ денег на восстановление жилья не будет. Решили, что населению нужно разъяснить, почему важно застраховать свою квартиру, свою ответственность, а также общее имущество дома.

Планируем один из семинаров провести в Амурзете. Дело в том, что в районах жители осведомлены еще меньше, чем в областном центре, а вопросов у них еще больше. Я это говорю по опыту поездок в Кульдур и Биру, жители которых подолгу нас не отпускали, все спрашивали.

— Галина Михайловна, в чем, по-вашему, принципиальная разница между ТСЖ и управляющей компанией? В масштабах? Или, может быть, в отсутствии интереса?

— Интерес зависит не от формы управления, а от людей. Деньги мы платим в любом случае. Если жильцы хотят узнать, как начисляются платежи и куда они расходуются, то у управляющей компании очень сложно добиться правды. Некоторые управляющие компании ведут себя так, что непонятно, кто кому платит — жильцы компании или наоборот. Собрания по передаче домов прошли необычайно быстро, и не случайно в жилищную инспекцию и в центр общественного контроля поступило много жалоб. Между прочим, меньше всего обращений было по поводу передачи жилфонда управляющей компании "Дом-стройсервис", потому что эта фирма, во-первых, не гналась за количеством, во-вторых, проводила собрания для людей, а не для видимости, и в удобное для работающих время.

— Но, согласитесь, что материальная база ТСЖ значительно слабее любой из управляющих компаний?

— Мы действительно считаем каждую копейку, но кое-какое имущество уже приобрели: газонокосилки, кусторезку, бензопилу. Один из председателей товарищества купил мини-трактор. Он нужен, потому что после обильного снегопада чистить снег нечем. Нам проще стало заключать договоры с аварийной службой, которая раньше предлагала их на условиях абонентской платы, а это накладно, а сейчас мы договариваемся учитывать время и объем выполненных работ. Мы сотрудничаем с управляющими компаниями, учимся у них. 

Я считаю, мы можем создать хорошую материальную базу, если товариществ будет много и люди проявят заинтересованность. На собраниях жители говорят о том, что мы должны быть независимы. По сути дела, мы такая же управляющая компания, только некоммерческая организация, мы это создаем для себя.

— Наверняка вы знаете, почему коммунальная сфера была и остается такой отсталой, тяжелой?

— Потому что наши жители, по большому счету, вообще не интересуются, что творится в подвалах домов, где они живут. Я считаю, и это мнение разделяют наши председатели, что сердце дома — это не квартиры с евроремонтом, а именно подвал. Если там чисто, сухо, заменены трубы, все изолировано, приборы учета нормально работают, все ресурсы экономно расходуются — это хороший дом. И расходы на общедомовые нужды жильцы не платят, как правило, их просто нет. А вообще в ТСЖ многое держится на порядочности жильцов, их уважении друг к другу и к самим себе. К сожалению, первый год любого ТСЖ очень сложный именно потому, что состояние подвалов плачевное, и это еще мягко сказано. Когда ТСЖ выходит из состава управляющей компании, в подвал просто страшно заходить.

— Но ведь дома разные, неужели везде творится то же самое?

— Нет. Самый лучший жилфонд - это старые кооперативные дома, там у жильцов совсем другое отношение к имуществу. А есть еще новые дома, на жителей которых мы возлагали большие надежды. Как оказалось, зря — с ними, к сожалению, проблем еще больше, чем со старыми. Но я вижу, как меняется отношение, как люди становятся более активными и заинтересованными. Правда, этот процесс идет медленно. В прошлом году в городском конкурсе дворовых территорий от ассоциации участвовал один дом, в этом году — уже два. В качестве приза получили деньги, на которые купили газонокосилку. В этом году по итогам конкурса во дворе  появится довольно скромная карусель, но все равно жителям это очень приятно — и участие в конкурсе, и награда.  

— Галина Михайловна, расскажите о центре общественного контроля. Каковы его функции?

— Он начал действовать недавно. Мы ведем прием граждан один день в неделю, по четвергам. Мы не подменяем органы государственной власти и не собираемся этого делать, а помогаем человеку обратиться туда, куда ему нужно, чтобы он получил реальную помощь. Но я поделюсь наблюдением — те, кто приходят, возвращаются потом очень редко. Они удовлетворены полученным ответом.

 — Спасибо за беседу. Успехов вашей ассоциации!


Источник:  Биробиджанер Штерн » 32(14348) 14.08.2013