01:39
Организация региональных систем финансового обеспечения капитального ремонта общего имущества МКД
В июне 2013 года жилищные эксперты и активисты Удмуртии приняли участие во второй по счету видео-конференции, входящей в серию из трех подобных мероприятий, которые на федеральном уровне организует Общественная палата РФ, а на региональном – Минстрой УР, Общественная палата УР, Общественная палата г. Ижевска, Региональный центр Общественного контроля в сфере ЖКХ по УР и Объединение советов домов Удмуртской Республики.

Ведущей конференции на тему «Организация региональных систем финансового обеспечения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» стала руководитель НП «ЖКХ Контроль», председатель комиссии Общественной Палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Светлана Разворотнева. На связи с федеральными экспертами, занимающимися внесением поправок в Жилищный кодекс РФ и разработкой методических рекомендаций по капремонту для регионов, были 50 субъектов Российской Федерации. Удмуртия, Бурятия, Орел, Воронеж, Саратов, Санкт-Петербург, Ставрополь, Адыгея и Екатеринбург имели возможность задать им вопросы как письменно, так и в прямом эфире. Светлана Разворотнева пообещала, что на все вопросы, присланные на почту Общественной палаты РФ, будут подготовлены ответы в письменном виде. В постоянном режиме вопросы можно задавать на сайте Фонда ЖКХ, на сайте НП «ЖКХ Контроль». Также в НП «ЖКХ Контроль» можно обратиться за методической литературой.

В своем вступительном слове Светлана Разворотнева сказала:
 Новая система капремонта затрагивает подавляющее большинство граждан. Вопросов очень много. Наша общая цель – максимально участвовать в выработке региональных законов, чтобы в них не было ошибок, заниматься просвещением граждан, а также организовывать общественный контроль за расходованием средств, которые будут аккумулироваться в фондах капремонта. Подобные встречи – первые шаги, с которых мы начинаем работу. Потенциал общественности очень большой. Она может помочь тем, кто работает на местах, защищать права граждан через обучение, консультации и организационную поддержку.

Светлана Разворотнева напомнила, что НП «ЖКХ Развитие» и Институт экономики города – две организации, которые сейчас создают всю российскую нормативно-правовую базу ЖХК, и к ним могут обращаться представители регионов со своими предложениями и замечаниями.
После небольших докладов на вопросы аудитории ответили Ольга Сердюк – заместитель генерального директора ГК – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Оксана Демченко – первый заместитель исполнительного директора НП «ЖКХ Развитие», Ирина Генцлер – руководитель жилищного сектора Института экономики города.

Ольга Сердюк сообщила, что решение о принятии федерального закона о капремонте было вызвано проблемой накапливания недоремонта общего имущества многоквартирных домов. «Мы долго обсуждали пути ее решения, и сегодня всем уже понятно, как двигаться дальше, – за полгода, которые прошли с момента принятия закона, многое сделано, но надо сделать еще больше», – сказала она. Особенно важно сейчас разъяснять собственникам их права и обязанности. Чем более компетентными будут те люди, которые занимаются в регионах общественным контролем в сфере ЖКХ, тем точнее будет сформулирована их задача в реализации положений Жилищного кодекса РФ, а это – залог успеха деятельности региональных систем капремонта.

Оксана Демченко заявила, что постепенный переход к финансированию ремонта общего имущества за счет средств собственников – закономерный этап жилищной реформы. То, как он будет производиться, зависит от количества средств, которые соберет региональный оператор.

Ирина Генцлер рассказала о методических рекомендациях, которые будут даны регионам по формированию минимального ежемесячного взноса на капремонт. Его размер будет определяться субъектом федерации. При этом он должен быть «подъемным» для среднестатистической семьи и таким, чтобы средств, которые поступят в итоге в фонд, хватило на финансирование всех работ. Переоценка обоснованности размера будет проводиться, как минимум, раз в три года. Если денег на ремонт будет недостаточно, то разница между собираемой суммой и суммой необходимой должна будет покрываться из других источников, – это могут быть субсидии из федерального и региональных бюджетов.

Комментарий участника видео-конференции Председателя общественной организации по защите прав потребителей услуг ЖКХ «Объединения советов домов УР» Марата Исмагилова:
– Благодаря мероприятиям, которые организует Общественная палата Российской Федерации, появляется все больше ясности, каким образом будет действовать региональная система капитального ремонта в рамках федеральных норм. На видео-конференции в актовом зале Минстроя УР присутствовало более ста наших жилищных активистов, которые отправили в Москву около 20 вопросов, на большинство из которых федеральные эксперты ответили во время мероприятия. Так, мы узнали, что у собственников, которые будут накапливать деньги на спецсчете, открытом региональным оператором или ТСЖ\ЖСК, есть право выбора заказчиков и подрядчиков работ по капитальному ремонту на общем собрании.

Также нам были разъяснены отличия между такими механизмами дополнительного финансирования капремонта многоквартирных домов, как инвестирование и кредитование. В готовящемся республиканском законе кредитование банками регионального оператора уже нашло отражение как способ привлечения денег в «общий котел».
Нас проинформировали о пропорциях, в которых граждане должны быть представлены в попечительском совете регионального фонда – по трети от общественности, от законодательной власти и от исполнительной власти.

Вопросы еще остались, но, по моему мнению, собственникам не стоит волноваться и спешить. Следует дождаться выхода региональной программы, увидеть в ней информацию о своем доме и в дальнейшем сделать выбор, где накапливать средства – на счете регионального оператора или на индивидуальном специальном счете своего дома. Предположительно, программа будет принята в конце года, до 1 января 2014 года.


На сегодняшний день существуют несколько форм управления многоквартирными домами: управляющая компания, непосредственное управление, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив. Они отличаются договорными условиями между собственником, управляющей и ресурсоснабжающей организациями, порядком оплаты за услуги. Именно формы взаимодействия между этими тремя сторонами, а также ряд связанных с таким взаимодействием вопросов (ремонт многоквартирных домов, федеральные и окружные целевые программы) стали главной темой заседание Совета Общественной палаты Югры.

Глава города Урая Алексей Забозлаев рассказал об успешном опыте своего муниципалитета в сфере открытости работы урайских управляющих компаний. Уже на протяжении двух лет в городе управляющие компании публично отчитываются перед населением. Кроме того, на базе администрации города действует независимая комиссия по проверке работы управляющих компаний, рассматривающая также и обращения граждан по вопросам качества обслуживания многоквартирных домов. По словам Алексея Забозлаева, эти меры приносят свои плоды — количество обращений граждан с претензиями к работе управляющих компаний значительно снизилось.

Как и везде, есть в Урае и проблемы. Начальник МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Урая» Игорь Козлов сообщил, что в более 80% многоквартирных домов оплата населением коммунальных услуг производится напрямую ресурсоснабжающим организациям, в остальных случаях этим занимаются управляющие компании.

«В соответствии с действующим законодательством предусмотрена обязанность управляющих компаний заключать договоры на подачу коммунальных ресурсов. Ресурсоснабжающие организации предъявляют требования к управляющим компаниями о заключении данных договоров, те в свою очередь отказываются. Вариантов решения два — либо заключить договоры, либо управляющие компании должны перейти на непосредственный способ управления. В любом случае, все должно решаться в рамках действующего законодательства и не привести к банкротству как управляющих компаний, так и коммунальных предприятий. И самое главное, все стороны взаимоотношений в данном вопросе должны работать еще и в интересах граждан», — подчеркнул Игорь Козлов.

Марат Юсупов, начальник Управления жилищно-коммунального комплекса Департамента ЖКХ и энергетики Югры, рассказал о сложностях реализации Федерального закона 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» на территории автономного округа.

Для получения субсидии на ремонт многоквартирного дома необходимо, чтобы охват его приборами учета был не менее 75%. С 1 июля текущего года для участия в программе по ремонту необходим 100% охват приборами жилого дома. На сегодняшний день, по словам Марата Юсупова, в округе «оприборено» только 65% многоквартирных домов.

«Основная проблема заключается в том, что изначально федеральное законодательство предусматривало установку приборов учета за счет средств самих собственников жилых помещений, а потом эту ответственность возложили на ресурсоснабжающие предприятия. Из-за недостатка финансирования решение этой проблемы затянулось», — справедливо отметил Марат Юсупов. За примерами далеко ходить не надо — по словам Игоря Козлова, в Урае из-за продолжающейся на протяжении последних лет политики сдерживания тарифов, ресурсоснабжающие организации не в состоянии полностью исполнить эту обязанность, т.е. у них попросту нет возможности взять кредит в полном объеме.

Тему продолжила начальник отдела реформирования ЖКХ города Нягани Ирина Евсикова. В 2008 году, когда вышел 185-й Федеральный закон, в рекомендациях к нему не было оговорено, что многоквартирный дом может лишь единожды участвовать в программе по ремонту, а через два года такое условие появилось. «За 2008-2009 годы у нас был просто шквал обращений жителей для включения в программу. Мы старались этими средствами решить наболевшие вопросы. У кого-то была проблема кровли, у кого-то фасада и так далее. Из 151 многоквартирного дома только 90 подверглись комплексному ремонту, остальные дома были отремонтированы лишь частично. Сейчас же существует проблема недоремонта, а второй раз включить такие объекты в программу мы уже не можем», — посетовала Ирина Евсикова.

Эксперт Общественной палаты Югры по вопросам ЖКХ Александр Тарасенко высказал мнение о неэффективности способа полного управления управляющими организациями жилых фондов. «Управляющие организации стали заложниками системы. Бесплатное посредничество между ресурсоснабжающими организациями и гражданами привело только к огромному количеству жалоб граждан, внеплановым проверкам контрольно-надзорных органов, отключению домов за долги от поставки коммунальных ресурсов и, как итог, к банкротству управляющих компаний. Как показывает практика, способ непосредственного управления устраивает всех, в том числе и ресурсоснабжающие предприятия, так как отсутствует посредник, прослеживается прозрачность между собственником помещения и поставщиком коммунальных услуг, а граждане лучше понимают, куда и в каком количестве уходят их деньги. При этом разграничивается ответственность сторон, предоставляется возможность прямого контроля за качеством получаемого ресурса, уменьшается вероятность возникновения коррупционных схем», — подчеркнул Александр Тарасенко.

Коллегу поддержал другой эксперт Общественной палаты Югры Олег Шиян, затронув при этом еще ряд проблемных вопросов. По его словам, одним из существенных моментов, препятствующих переходу на непосредственное управление, является мнение, что данные дома не будут соответствовать требованиям Федерального закона 185-ФЗ и не будут отремонтированы.
«Критерии отбора многоквартирных домов могут быть технические, организационные и финансовые. При этом ни один из критериев оценки не содержит и не может содержать разграничение по способу управления. Выбор способа управления домом является правом собственников, а сами способы являются равноправными. В противном случае речь идет о нарушении права свободного выбора собственника. Задачами же федеральной и региональной программ является капитальный ремонт домов, которые в этом нуждаются, а не стимулирование одного из способов управления. Региональная программа „Наш Дом" содержит ряд противоречивых моментов, в частности, наличия условий по ТСЖ, однако региональные нормы никоим образом не должны противоречить нормам федерального законодательства, так как это является основанием для внесения протеста прокуратурой округа и отмены их в судебном порядке», — подытожил Олег Шиян.

Между тем, в автономном округе есть пример функционирования системы непосредственного управления в рамках целого муниципального образования. В Советском районе ресурсоснабжающие организации заключают договора напрямую с жителями, а управляющие компании предоставляют только жилищные услуги. Как результат — управляющие компании не становятся банкротами и не отключаются от поставки энергоресурсов целые дома.

«Единственная проблема — это препирательства между управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями по качеству услуг. К примеру, УК сетуют на низкое давление в сетях теплоснабжения, а РСО жалуются на разрегулировку внутренних инженерных сетей. Но эти вопросы решаются. Кроме того, существует единая диспетчерская служба, созданная на базе служб управляющих компаний и поставщиков коммунальных ресурсов, которая также облегчает работу в этой области», — отметил заместитель главы администрации Советского района Николай Щукин.

«Тема, которую мы сегодня подняли, действительно столь масштабна и первостепенна. Не могу согласиться с тем, что управляющие компании не справляются со своей работой, хотя знаю, как много нареканий бывает в адрес той или иной конкретной компании. Как правило, по моему субъективному мнению, во взаимоотношениях управляющих компаний и власти роль старшего брата принадлежит последней. Этого быть не должно, это не отдел муниципалитета, а определенная группа людей, представители частного сектора. Поэтому, работа должна вестись на паритетных началах», — отметила в конце заседания заместитель председателя Общественной палаты Любовь Чистова.


Подготовлено Пресс-центром Объединения советов домов УР
По материалам пресс-службы Общественной палаты Ханты-Мансийского автономного округа — Югра